Харьков традиционно называют студенческим, интеллектуальным, индустриальным, деловым. Для привлечения туристов не первый год изобретается некий искусственно выращенный туристический бренд.
На это уходят силы и средства. Но ситуация остается неизменной. Мастера современной рекламы красноречиво рассказывают журналистам озатратности и трудоемкости процесса брендинга. К Евро-2012 даже был разработан некий туристический бренд «Kharkiv – smartcity», где в каждой букве есть свое значение: social (социальный) — modern (современный) — art (город искусства) — research (город исследований) - tourist (туристический город). Бренд с удареним на «art». Что же мы имеем реально?
Те объекты, которые могут и должны на карте Харькова — города «art» — стать ключевыми и опорными, фактически доведены до отчаянного состояния. Горький пример тому – дом Сурукчи (Садовая, 7/9). Бедственна судьба и дома музыканта Ильи Слатина (№55 А по ул. Пушкинской), где бывали Чайковский, Рахманинов, Танеев… С Харьковом связаны имена Сергея Васильковского, Михаила Ткаченко, Петра Левченко, Михаила Беркоса, Генриха Семирадского, Василия Ермилова, Бориса Косарева, Марии Синяковой, Николая Самокиша, Николая Бурачека, Михаила Дерегуса и других известных художников. Но самой яркой звездой в этой творческой плеяде, бесспорно, является наша гордость – художница с мировым именем Зинаида Серебрякова. Именно ее, первую из женщин, Петербургская академия художеств сочла достойной звания академика.
Работы художницы в московской Третьяковке и питерском Русском музее привлекают к себе огромное количество зрителей. В чем же секрет? Много ли мы знаем произведений искусства, особенно в живописи, воспевающих на полотнах... счастье? Увы, нет. Простое человеческое, без героического надрыва. Счастье не по госплану и не согласно соцзаказу, но как состояние, органичное человеческой природе. Высокое искусство по своей сути трагично. Но если художник сумел поделиться светом своей души и сделал хоть одного зрителя счастливее, это поистине художественный подвиг. Имя Зинаиды Серебряковой стало для очень многих харьковчан чем-то сродни внутреннему коду. Созданный в селе Нескучном под Харьковом ее знаменитый «Автопортрет» – настоящее украшение Третьяковской галереи, свежестью этой работы восхищался Валентин Серов. Говорят, в Третьяковке смотрители выделяют посетителям лимит времени, чтобы не было скопления зрителей у этой картины. В 2009 году Россия выпустила почтовую марку со знаменитой работой «Автопортрет. За туалетом». Но Зинаида Серебрякова — наша, харьковская, слобожанская. В тихом центре города художница не просто останавливалась, а жила в самые непростые для себя и своей семьи годы и создавала в 1919 году свои наиболее пронзительные работы — «Карточный домик» и «На террасе в Харькове». Двухэтажный домик со знаменитой террасой на ул. Конторской, 25 пережил все тяготы двух войн и жив до сих пор. Казалось бы, само провидение помогает харьковчанам в создании там мемориального музея. Чудом сохраненная аутентичность дома возвращает нас в атмосферу начала прошлого века.
В Харькове активно работает Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой, инициатором и душой которого является культуролог Михаил Красиков. Участники общества делают все возможное и невозможное, чтобы сохранить харьковский след в жизни и творчестве Серебряковой: они проводят конференции, издают книги, открытки, календари, устраивают пленэры (в том числе международные), многочисленные выставки, конкурсы, организовывают различные культурологические мероприятия, проводят художественные акции по сохранению культурно знаковых мест в городе. А еще члены Неформального общества пытаются достучаться до сердец харьковчан через СМИ, штурмуют кабинеты чиновников. Усилия общества уже принесли результат: для многих горожан Зинаида Серебрякова стала своеобразным символом Харькова культурного.
В судьбе домов, городов случаются ключевые моменты, которые могут изменить будущее очень многих людей и даже целых поколений. Похоже, такой ключевой и судьбоносный момент настал для дома №25 на улице Конторской.
— Сейчас появилась уникальная возможность создать в Харькове мемориальный музей Зинаиды Серебряковой в единственном в Украине доме, «помнящем» великую художницу, — рассказал «Времени» Михаил Красиков, председатель совета Неформального общества друзей Зинаиды Серебряковой. — Здесь, на Конторской, 25, художница проживала в 1918–1920 годах, именно здесь у нее на руках умер любимый муж Борис, этот дом она дважды увековечила в своих шедеврах.
В настоящий момент в доме №25 на Конторской продается квартира, спасшая семейство Серебряковых в годы Гражданской войны. Цена ее – 25 тыс. долларов. Призываем меценатов, всех, кто любит Харьков, собраться миром и сделать городу подарок – первый в мире музей Зинаиды Серебряковой, художницы с мировым именем. Она ведь уроженка Харьковщины. Серебрякова, как никакой другой художник, прославила на весь мир природу и людей нашего края, создав здесь более 100 работ, хранящихся ныне во многих известных музеях и ставших хрестоматийными. В перспективе стоит выкупить в доме и другие квартиры и создать в нем художественную галерею и художественную школу имени Зинаиды Серебряковой, а в селе Нескучном Харьковского района, где прошли самые счастливые и творчески наполненные годы «слобожанской Боттичелли», должен быть природно-культурный парк с уже существующим и модернизирующимся Культурно-историческим центром памяти семьи Лансере-Бенуа-Серебряковых. Харьковский музей и нескучанский парк, став основой музея-заповедника «Серебряковские дали», значительно повысят интерес к Харьковщине как туристической Мекке у иностранных гостей и образованного населения нашего региона. Харьков в огромном долгу перед Серебряковой и харьковчанами, любящими искусство. Некогда город упустил шанс получить значительную коллекцию работ художницы. Неужели сейчас Харьков, далеко не бедный, но часто такой равнодушный к культуре, упустит уникальную возможность создать Серебряковский музей?
Харьков, из недавнего опыта Харьковской филармонии, показал всему миру, что способен приобретать культурные ценности сообща, всем миром, с помощью меценатов. Напомним, чтобы собрать средства на приобретение для филармонии уникального рояля «Империал», музыканты, дирекция во главе с главным дирижером Юрием Янко объявили акцию «Самому лучшему городу – самый лучший рояль». По ее условиям любой человек мог символически выкупить одну или несколько клавиш «Империала» и назвать их своим именем. Сегодня королевский рояль с уникальным тембром радует слушателей. Другой уникальный инструмент — арфа Atlantideprestige стоимостью около 30000 евро была подарена оркестру Харьковской филармонии меценатом, компанией «SuperiorGolfand SPA Resort» в лице вице-президента Ирины Сапроновой. Эта компания сделала благородный шаг, осуществила мечту публики и профессиональных музыкантов.
Сегодня создание Дома-музея Зинаиды Серебряковой, учебных классов на его основе – это мечта не только учащихся и студентов художественной школы, училища и вуза. Это мечта харьковчан, для которых культура неразрывно связана с завтрашним днем, с будущим нашего города.
Средства на создание музея можно перечислить Неформальному обществу друзей Зинаиды Серебряковой на карточку Приватбанка номер 4149 6059 1055 4427, NatalijaSalinа. Связаться с М. Красиковым можно по телефону 067 91 014 91.
Возможно, власти города сообща с меценатами сумеют использовать уникальный исторический шанс и приобрести для музея квартиру на Конторской? Если знаменитая терраса, небольшая жилая площадь дома перейдет в руки другого владельца, то Харьков может лишиться одного из своих самых обаятельных и загадочных культурных символов.
Нина Спасская.
http://timeua.info/rubrik/kharkov/
|